Философия дизайна.

Каковы тенденции современного дизайна? Что сегодня включает в себя понятие «мебельная мода»?
Чтобы ответить на эти достаточно объемные вопросы, необходимо рассмотреть две основные философские позиции дизайна, которые сегодня наиболее актуальны. Условно назовем их «минимум» и «максимум». Эти противоположности ведут между собой давний спор, который в наши дни, похоже, перешел в мирное сосуществование.
Как вы догадались, говоря о «минимуме», мы в основном подразумеваем такие направления, как минимализм и «хай-тек». Оба эти стиля объединяет использование самых современных материалов, доминирующих и подчиняющих себе форму, а также максимальная функциональность мебели. Функционализм часто ставится во главу угла, как и стремление подчеркнуть свойства новых материалов.
Еще одним объединяющим моментом данных стилей является движение к постепенному стиранию границ между натуральными и искусственными материалами. Появление легко формируемых композитных составов, свободно меняющих свой цвет, приобретающих различные характеристики в зависимости от наших пожеланий и никак не ограничивающих размеры изделий, обусловило расширение пластических возможностей и свободы дизайнерских решений. Однако хай-тек и минимализм, оставаясь внутри одной группы направлений, имеют довольно значительные различия.
Хай-тек – это стиль эпохи цифровых технологий, где первично любование материалом, подкрепляемое соответствием формы, которая стремится к передаче динамики и, если можно так выразиться, к надменности. Это легкий и «холодный» стиль, где широко используется стекло, прозрачный пластик, нержавеющая сталь, полированный алюминий и новейшие композитные материалы.
Форма, оттеняя и подчеркивая красоту материала, в свою очередь, открывает новые неожиданные грани функциональности.
Минимализм является не таким уж новым направлением, он известен еще с прошлого века. Однако современный этап минимализма во многом переосмысливает его основные постулаты. Девизом современного минимализма можно считать известную фразу архитектора Миса ван дэр Роэ: «Меньше значит больше». Что выражается в отсутствии декора, доминировании открытых, незагроможденных горизонталей, простоте и совершенстве линий, форм. Минимализм, ограничивая себя в выразительных средствах, вынужден восполнять их исключительным качеством материала и высочайшим уровнем исполнения. Минимализм – это просто и дорого.

Вернемся же к позабытому нами на время понятию, определенному условно как «максимум». Максимум, в данном случае, – это разностилевая направленность в рамках одного интерьера.
Смешение стилей при их гармоничном сосуществовании называется эклектикой.
Главное ее проявление – кажущаяся несопоставимость и нарочитое разнообразие выразительных средств при обязательном сохранении функциональности. Фольк-мотивы, предметы «под старину», антиквариат, ручная ковка, натуральное дерево, много текстиля и деталей – эклектика превращает интерьер в подобие музея, где мирно сосуществуют предметы, напоминающие о западной, восточной и даже африканской культурах. Однако при неумелом воплощении этого «разностилья» интерьер рискует превратиться в помойку.
Одним из способов избежать этого является зонирование комнатного пространства, осознанное выделение доминирующих предметов, расставление визуальных акцентов.
Как мы видим, в направлениях современного дизайна уживаются обе тенденции – как «минимум», так и «максимум». Сегодня дизайн принимает и «прощает» многое, в нем как никогда приветствуются смелость и свобода в использовании разных направлений. Однако при всей своей свободе он по-прежнему не прощает отсутствия вкуса и чувства меры.

Запись опубликована в рубрике Полезно знать с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий